МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 44" г.Калуги
город Калуга
  • Повышение квалификации

    В ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) дано следующее определение: «Повышение квалификации – это обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации».

    Таким образом, повышение квалификации — это дальнейшее обучение работника той же профессии в целях совершенствования профессиональных знаний, умений, навыков, реализуется в рамках дополнительного профессионального образования (далее – ДПО).

    Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам определен приказом Минобрнауки России  от 1 июля 2013 года № 499.

    Как определено Законом об образовании (ст. 76) дополнительное профессиональное образование — это профессиональное образование,  осуществляемое посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

    Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Это могут быть и  краткосрочные программы, но  объемом  не менее 16 часов.

    Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Это уже программы продолжительностью не менее  250 часов.

    Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе.

    Обучение по дополнительным профессиональным программам   может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании,  а также полностью или частично в форме стажировки.

    Повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке (п. 1 ч. 10 ст. 60 Закона об образовании).

    Таким образом, посещение  отдельных разовых семинаров, «круглых столов», конференций не означает прохождения педагогом повышения квалификации, поэтому сертификаты об участии в них не могут засчитываться в качестве документов о повышении квалификации.

    Право педработника на дополнительное профессиональное образование

    Право педагогических работников  на получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года установлено Законом об образовании (п. 2 ч. 5 ст. 47). Периодичность прохождения  повышения квалификации в течение этого периода устанавливает работодатель.

    Создание условий и организация ДПО педработников  Законом об образовании (п.5 ч. 3 ст.28) отнесены к компетенции образовательной организации, т.е. к компетенции работодателя. Вместе с тем работодатель не вправе обязывать работников осуществлять повышение квалификации за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры. 

    Реализация права на дополнительное профессиональное образование

    Право педагогического работника на ДПО реализуется путем заключения договора между педработником и работодателем (ч. 2 с. 197 ТК РФ), который должен содержать обязательства сторон, в том числе обязательство педработника повышать свою квалификацию по направлению работодателя, и обязательства работодателя при направлении педработника на повышение квалификации с отрывом от работы обеспечивать соблюдение гарантий и компенсаций, предусмотренных статьей 187 ТК РФ: сохранение места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы, а при направлении для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность — оплаты командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

    Таким образом, если педагогические работники по решению своих работодателей направляются на курсы повышения квалификации в государственные образовательные организации ДПО, то обучение для них должно быть бесплатным. 

    Повышение квалификации

    Повышение квалификации как обязанность педагогического работника

    Профессия учителя требует постоянного совершенствования,  регулярного обновления  знаний, использования современных наиболее результативных технологий и обучающих методов. Все это возможно лишь при непрерывном обучении, повышении квалификации. Поэтому неслучайно, что в число обязанностей педагогических работников, определенных ч. 1 ст. 48 Закона об образовании, входит обязанность «систематически повышать свой профессиональный уровень»:

    • если право педработника на ДПО, закрепленное в договоре, заключенном между педработником и работодателем, не реализуется из-за отказа со стороны работодателя выполнить свои обязательства, педработник имеет право обратиться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссия по трудовым спорам, суд) либо в Государственную инспекцию труда за восстановлением нарушенного права на ДПО;
    • если педработник направляется работодателем для получения ДПО, но работодатель не обеспечивает предоставление ему предусмотренных законодательством и договором гарантий и компенсаций, то педработник вправе отказаться от получения ДПО;
    • если педработник пожелал аттестоваться, то неполучение им ДПО не может служить основанием для отказа в установлении ему квалификационной категории либо для признания его не соответствующим занимаемой должности;
    • если работодателем выполняются условия заключенного договора получения ДПО, включая предоставление гарантий, работник не вправе без уважительных причин отказаться от получения ДПО, в том числе в случаях, когда ДПО осуществляется с применением формы организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе, в течение учебного года без отрыва от основной работы;
    • если выполняются условия заключенного договора получения ДПО, а работник без уважительных причин отказывается от прохождения ДПО, то это  будет являться дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него в соответствии с трудовым договором трудовых обязанностей, за совершение которого работодатель имеет право применить соответствующее дисциплинарное взыскание, предусмотренное статьей 192 ТК РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

    Виды и формы повышения квалификации

    Формы и виды повышения квалификации работников подразделяются не только по способам обучения, но и по программам, рассчитанных с целью решения поставленных задач:

    • короткие программы проводятся в течение 72-х часового курса. Обучение осуществляется в рамках решения актуальных проблем в сфере профессиональной деятельности. По окончанию курса участники оформляют рефераты и сдают экзамены. Успешные аттестационные мероприятия позволяют получить сертификат, подтверждающий повышение квалификации, проведенной в рамках специализированного учреждения;
    • длительные программы рассчитаны на 100 часов обучения. В рамках курса проводится углубленное изучение по актуальным инновационным предметным сферам. В конце пройденного курса слушатели сдают экзамены, зачеты, защищают рефераты по профессиональной программе. Успешная аттестация позволяет получить официальное свидетельство государственного образца, подтверждающее утвержденную квалификационную категорию;
    • короткие семинары тематического профессионального характера предназначены для изучения резонансных и диссонансных вопросов в сфере трудовой или научной деятельности. По окончанию курса слушатели защищают реферат, сдают квалификационный экзамен. Выданное удостоверение подтверждает прохождение курса повышения квалификации

    Программы ДПО (Программы повышения квалификации) (kalugaedu.ru)

    Ответственный за организацию дополнительного проф образования

    Угольникова Людмила Николаевна.
    Угольникова Людмила Николаевна
    Заместитель директора по УВР
    Телефон:
    8(4842) 53-02-08
    Часы приема:
    понедельник - пятница: с 14-00 до 16-00

    Курсы повышения квалификации

    Содержание и методика преподавания основ финансовой грамотности
    16.03.2022, 00:00
    педагоги образовательных организаций
    Форма обучения
    Очно-заочная форма обучения с применением дистанционных технологий
    Категория
    бюджетный, внебюджетный
    Длительность курса
    72 часа

    Цели и задачи программы повышения квалификации:

    • формировать компетенции педагогических работников, обеспечивающие достижение планируемых результатов повышения уровня финансовой грамотности обучающихся в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг.» и Региональной программой Калужской области «Повышение уровня финансовой грамотности населения Калужской области на 2019-2023 годы»;
    • формировать знания и методологическую базу, необходимые для организации урочной и внеурочной деятельности по основам финансовой грамотности различным категориям обучающихся в образовательных организациях;
    • создать условия для формирования и освоения методического инструментария, необходимого для организации урочной и внеурочной деятельности по основам финансовой грамотности в рамках системно-деятельностного подхода;
    • формировать навыки проектирования занятий и разработки учебно-методических материалов по повышению финансовой грамотности для обучающихся разных возрастов.
    • создать предпосылки для самообразования, продуктивного использования новых педагогических технологий, совершенствования педагогических техник, определяющих высокую эффективность деятельности педагогов по повышению финансовой грамотности обучающихся;
    • создать условия профессионального обогащения на основе оптимального сочетания освоения методических знаний, практической деятельности и профессионального общения.
    ГАОУ ДПО «КГИРО»
    Особенности реализации ФГОС начального общего образования нового поколения.
    17.08.2020, 00:00
    Учителя начальных классов
    Форма обучения
    дистанционно
    Категория
    Первая
    Длительность курса
    72 часа

    «Особенности реализации ФГОС начального общего образования нового поколения»«Особенности реализации ФГОС начального общего образования нового поколения»

    в ФИПКиП
    «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО»
    26.08.2020, 00:00
    Учителя
    Форма обучения
    Очная
    Категория
    Высшая
    Длительность курса
    6 месяцев

    Программа включает образовательные модули:

    • Современный русский язык с точки зрения методики его преподавания иностранцам (фонетика, морфология, синтаксис, стилистика);
    • Методика преподавания РКИ;
    • Введение в теорию межкультурной коммуникации;
    • Информационные технологии в преподавании РКИ;
    • Научно-исследовательская деятельность в области теории и методики преподавания русского языка как иностранного.
    Институт дополнительного профессионального образования КГУ им. К.Э. Циолковского

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie